Цвета сайта:
Размер шрифта:

Индикаторы риска нарушения обязательных требований земельного законодательства


Под индикаторами риска понимаются отклонения в использовании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления земельного участка (правообладатели), которые могут свидетельствовать о высокой вероятности нарушения обязательных требований, установленных земельным законодательством Российской Федерации.

24 апреля 2018 года вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 7 «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами государственного земельного надзора».

К таким индикаторам риска нарушения обязательных требований относятся:

1. несоответствие площади используемого правообладателем земельного участка, определенной в результате проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с правообладателем, площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН);

2. отклонение местоположения характерной точки границы земельного участка, определенное в результате проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с правообладателем земельного участка, относительно местоположения границы земельного участка, содержащегося в ЕГРН, на величину, превышающую значение точности определения координат характерных точек границ земельных участков, установленное приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения";

3. несоответствие использования правообладателем земельного участка целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) видам разрешенного использования земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН;

4. отсутствие объектов капитального строительства, ведения строительных работ, связанных с возведением объектов капитального строительства на земельном участке, предназначенном для жилищного или иного строительства, в случае если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.

Индикаторы риска могут являться основанием для проведения контрольных мероприятий по осуществлению государственного земельного надзора в случае их выявления только в результате проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с правообладателями земельных участков.

Так, при проведении в 2018 году в Тес-Хемском районе должностным лицом Управления Росреестра по Республике Тыва административного обследования объекта земельных отношений, осуществленного без взаимодействия с правообладателем земельного участка, было выявлено несоответствие фактического использования земельного участка целевому назначению земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН.  На земельном участке возведены жилое строение и капитальные здания. Указанные факты явились основанием для проведения внеплановой проверки в отношении физического лица. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок расположен на землях категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с федеральным законом о личном подсобном хозяйстве для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельные участки в границах населенного пункта (приусадебные земельные участки) и земельные участки за пределами границ населенного пункта, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения (полевые земельные участки). При этом полевой земельный участок можно использовать только для производства сельскохозяйственной продукции. Возведение зданий и строений на таком земельном участке запрещено.

В результате внеплановой выездной проверки земельного участка выявлен факт нарушения требований земельного законодательства, выразившиеся в использовании вышеуказанного участка не в соответствии с его разрешенным использованием, что является нарушением статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001г. №136-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - использование  земельного участка не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием.

Таким образом, индикаторы риска сами по себе не являются доказательствами нарушения требований, установленных земельным законодательством, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием для проведения внеплановой проверки при осуществлении государственного земельного надзора. Владельцам земельных участков необходимо задуматься - соблюдаются ли ими требования земельного законодательства, и устранить нарушения и не ждать пока придет земельный инспектор и привлечет к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации.

 

Боодей С.Л., заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Эрзинскому, Тес-Хемскому районам Республики Тыва

 

Когда не требуется разрешение на строительство

 

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации установленным требованиям, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.  

В соответствии с пунктом  17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

- строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;

- строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

- строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

- строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

- изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

- капитального ремонта объектов капитального строительства;

- строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;

- строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств РФ за рубежом;

- строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;

- иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Для строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - объекта ИЖС) застройщик подает уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС в орган государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство с приложением необходимых документов. Форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома утверждена Приказом Минстроя России от 19.09.2018г. №591/пр.

В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве необходимых сведений или документов поданное уведомление с прилагаемыми документами возвращается застройщику без рассмотрения с указанием причин возврата в течение трех рабочих дней со дня поступления.

Рассмотрение уведомления с приложенными документами осуществляется в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве. По результатам рассмотрения застройщику направляется уведомление о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости либо недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке.

Получение застройщиком уведомления о соответствии дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта ИЖС в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.

Это касается объектов ИЖС, создаваемых или созданных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на земельных участках, расположенных в границах населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).

Куулар Ш.О., специалист-эксперт отдела эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов связи Управления Росреестра по Республике Тыва

 

Кадастровая стоимость объектов недвижимости. Новые требования, вступающие в силу с 01 января 2020 года

Кадастровая оценка объектов недвижимости и оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости пока могут осуществляться согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", но с 1 января 2020 года во всех субъектах Российской Федерации, в том числе на территории Республики Тыва, эти вопросы должны будут регулироваться Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее – Закон № 237-ФЗ).

Вместе с тем, государственная кадастровая оценка на все объекты недвижимости на территории Республики Тыва была проведена ранее до 1 января 2017 года (даты вступления указанного Закон № 237-ФЗ).

Поэтому в случае несогласия гражданина или юридического лица с кадастровой стоимостью своей недвижимости, они могут оспорить ее результаты по-прежнему в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Республике Тыва.   

Согласно новому Закону № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка будет проводиться во всех субъектах Российский Федерации по новым правилам с 2020 года.   

Данный закон предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям.

Государственные бюджетные учреждения будут на постоянной основе определять кадастровую стоимость объектов недвижимости. Ответственность за работу новых государственных структур по проведению государственной кадастровой оценки возложена на региональные органы власти.

Государственная кадастровая оценка будет проводиться по единой методике на всей территории России.

Право принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки сохраняется за органом государственной власти субъекта РФ, уполномоченным на ее проведение.

Закон № 237-ФЗ  предусматривает, что бюджетные учреждения будут осуществлять:

1) определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;

2) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки;

3) предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;

4) рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

5) сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения;

6) иные полномочия, предусмотренные Законом № 237-ФЗ.

Кроме этого, Законом № 237-ФЗ  установлено требование о размещении в Интернете на 60 дней проекта отчета об итогах государственной кадастровой оценки, для общественной экспертизы содержащего предварительные результаты определения кадастровой стоимости, для ознакомления и возможности подачи  всеми заинтересованными лицами замечаний, а также информирование населения о проведении государственной кадастровой оценки.

В случае если ошибка, допущенная при определении кадастровой стоимости, не была исправлена на этапе размещения проекта отчета, законодателем предусматривается возможность ее исправления при обращении в бюджетное учреждение.

Законом № 237-ФЗ допускается оспаривание кадастровой стоимости путем ее определения, в размере рыночной стоимости создаваемой по решению субъекта РФ комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости  или в суде.

        

По информации Росреестра по Республике Тыва

 

Объявление

29 марта с 08.00 до 17.00 ч.

в отделе государственного земельного надзора,  геодезии и картографии, землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости   Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва по адресу:   

              г. Кызыл, ул. Ленина, д. 10, каб.14 

в рамках «Дней Росреестра»

проводится прием по оказанию юридической помощи населению по вопросам  государственного земельного надзора, кадастровой оценки.

 

 

Обязанность органов власти подавать документы для государственного кадастрового учета и регистрации прав

С 2017 года вступил в силу закон 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон). В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона орган, в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа либо сделки с органом в срок не позднее пяти рабочих дней обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке ст. 18 Закона. Эта обязанность установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

При этом орган должен представить все необходимые документы, в том числе заявления о государственной регистрации перехода права собственности и права собственности приобретателя. За непредставление указанных документов указанные органы будут нести ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Кроме того, статья 19 Закона дополнена частью 1.2, в соответствии с которой органы государственной власти или местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, направляют в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом.

Мероприятия, разъясняющие органам государственной власти последовательность подачи документов через портал Росреестра, проведены во всех территориальных отделах Управления. Благодаря электронному взаимодействию процесс упрощается, облегчается, сокращаются сроки учетно-регистрационных действий.

Так, за январь-февраль 2019 года в электронной форме от органов власти поступило 755 заявлений о государственной регистрации прав собственности,  и 25 заявлений, принятых МФЦ о проведении единой процедуры государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

 

По информации Управления Росреестра по Республике Тыва

 

Порядок получения копий правоустанавливающих документов, на основании которых сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости

 

Одной из функций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва (далее – Управление) является предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), которые предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН.

Правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя (далее – правообладатель), по их заявлениям выдаются в форме документов на бумажном носителе или электронных образов документов копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах.

Судам, правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями, органам, осуществляющим в установленном федеральным законом порядке оперативно-розыскную деятельность, по их запросам предоставляются копии правоустанавливающих документов и (или) копии иных документов, которые содержатся в реестровых делах.

Копии правоустанавливающих документов, на основании которых сведения внесены в ЕГРН, могут быть необходимы: при продаже, наследовании недвижимого имущества, при составлении обращения в суд и при других обстоятельствах.

Для получения копий правоустанавливающих документов правообладателю необходимо подать запрос одним из следующих способов: при личном обращении в любой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» независимо от места нахождения объекта недвижимости; в виде заверенного нотариусом бумажного документа, отправленного по почте; в электронном виде, заполнив форму запроса, размещенную на официальном сайте и Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), либо отправив электронный документ с использованием веб-сервисов.

В случае представления запроса при личном обращении должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя. При представлении запроса, представителем к такому запросу прилагается надлежащим образом оформленная доверенность.

Если запрос о предоставлении копий правоустанавливающих документов представляется по почте, то подлинность подписи заявителя на таком запросе должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Если данный запрос представляется в электронной форме, он должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью.

За предоставление копий правоустанавливающих документов из ЕГРН взимается плата. Размер платы утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

Размер такой  платы за копию договора или иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенной в простой письменной форме, содержащегося в реестровом деле (кроме предприятия как имущественного комплекса), для физических лиц составляет 300 руб., для юридических лиц - 950 руб.; при подаче запросов в электронном виде размер платы для физических лиц составляет - 150 руб., для юридических лиц - 400 руб.

Копии правоустанавливающих документов предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения запроса Управлением, если иной срок не установлен законом.

Течение срока предоставления копий правоустанавливающих документов из ЕГРН начинается со следующего рабочего дня после даты получения Управлением сведений об оплате по данному запросу.

Если в ЕГРН отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом, Управление в срок не более трех рабочих дней со дня получения им запроса о предоставлении сведений направляет уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений или обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, которое может быть обжаловано в судебном порядке.

В зависимости от выбранного в запросе способа получения ответа заявитель может получить копии правоустанавливающих документов: лично в МФЦ, по почте, в электронном виде.

За 2018 год в Управление поступило 797запросов о предоставлении сведений из ЕГРН в виде копий из реестровых дел, в том числе копий реестровых дел по запросам судов, правоохранительных органов, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями. Из них по 21 запросу было отказано в предоставлении сведений из ЕГРН. В большинстве случаев отказы в предоставлении сведений были вынесены по причинетого, что за выдачей копии документа, выражающего содержание сделки, обратилось ненадлежащее лицо.

 

Кужугет Ч.Б., ст.специалист отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Республике Тыва

 

Предостережение - новое профилактическое мероприятие в области государственного земельного надзора

Федеральным законом от 03.07.2016 года №277 были внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). Так появилась статья 8.2 – организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.

Одним из основных направлений профилактики нарушения обязательных требований непосредственно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателямиявляется выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Согласно п. 5 ст. 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) объявляется органом контроля (в том числе государственного земельного надзора) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в случае  наличия  у органа контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, информации от органов государственной власти или местного самоуправления, из средств массовой информации.

Предостережение выносится при наличии сведений о возможном (угрозе) нарушений требований законодательства или непосредственно о нарушениях, не причинивших какого-либо вреда и не создавших угрозу причинения данного вреда, а также если субъект ранее не был привлечен к ответственности.

Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований утвержден постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 166.

Обратите внимание! Контролирующим органом для направления возражения или уведомления юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю дается срок не менее 60 дней со дня направления предостережения.

Возникает вопрос: Что делать при получении предостережения?

Получив такое предостережение, хозяйствующий субъект должен направить в орган надзора возражения или уведомление об исполнении предостережения в установленный срок,  одним из указанных способов.

Способ представления возражений и уведомлений может быть различным:

- в бумажном виде почтовым отправлением;

- в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа контроля;

- иными указанными в предостережении способами.

Результаты рассмотрения возражений и уведомления будут использоваться контролирующими органами для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Порядок направления возражения и уведомления утвержден постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 166. Если субъектом направлены в контролирующий орган возражения на предостережение, то дальнейшие действия субъекта будут зависеть от полученного ответа.

Возражения будут рассмотрены органом контроля в течение 20 рабочих дней со дня их получения.

При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в отраженный в предостережении срок должны направить в орган контроля уведомление о его исполнении.

Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получив предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства, но не предпринял никаких действий по истечении установленного срока, то в отношении данного субъекта будет проведена проверка.

Для чего нужны предостережения? Общеизвестно, что легче предупредить болезнь, чем ее лечить. Данным принципом руководствуются должностные лица Управления Росреестра по Республике Тыва (далее - Управление) при осуществлении надзорных функций по использованию и охране земель на территории Республики Тыва. В этой связи в 2018 году Западным отделом Управления было выдано 5 предостережений о недопустимости нарушений земельного законодательства, из них 3 -индивидуальным предпринимателям (2 - Овюрский района, 1-Дзун-Хемчикский район) , 1 юридическому лицу (Овюрский район) выдано 2 предостережения по 2 признакам нарушения требований земельного законодательства. Цель направления данных предостережений состоит в побуждении нарушителей к добровольному устранению выявленных правонарушений земельного законодательства. Возражений от лиц получивших предостережения в Управление не поступило.

Работа по профилактике нарушений земельного законодательства в дальнейшем будет продолжена. Всем землепользователям, получившим предостережения, рекомендовано принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, предусмотренных действующим законодательством РФ, уведомить Управление о принятии мер в установленный в предостережении срок. Кроме того напоминаем, что в целях профилактики земельных правонарушений вся необходимая информация об обязательных требованиях, соблюдение которых является предметом государственного земельного надзора, и изменениях в земельном законодательстве, размещена на официальном сайте Росреестра /rosreestr.ru/.

Управление напоминает, что заявители могут подать документы на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в электронном виде. Можно подать заявления и необходимые документы, подписанные электронной цифровой подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги» на сайте rosreestr.ru,  подать документы в ближайший МФЦ, а перечень офисов МФЦ можно узнать по ссылке http://gogov.ru/tva/mfc. Перечень необходимых документов можно узнать на сайте Росреестра или у консультанта в офисе МФЦ.

 

Семис-оол А.А., заместитель начальника Западного отдела

Управления Росреестра по Республике Тыва

 

 

 

 

 

Опубликовано: 27.03.19 14:28:00

Тип события: Новости