Цвета сайта:
Размер шрифта:

Новое в законодательстве Российской Федерации в области государственного земельного надзора


Новое в законодательстве Российской Федерации в области государственного земельного надзора

Новое в законодательстве Российской Федерации в области государственного земельного надзора

В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Закон № 248-ФЗ). Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.

Закон разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора), определяет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки.

При проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе -  Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Риск-ориентированный подход: выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще будут проверять.

Закон предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки.

Закон предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • инспекционный визит (визит должностного лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

При этом предполагается, что новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней.

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий Закон № 248-ФЗ предлагает мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа. А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга.

Отдельная глава Закона № 248-ФЗ посвящена обеспечению защиты прав лиц, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия. В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов. В законе закреплена возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением.  Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой.

 

Хангаева Л. А., заместитель начальника отдела государственного земельного надзора.

геодезии и картографии, землеустройства, мониторинга земель и кадастровой

оценки недвижимости Управления Росреестра по Республике Тыва

Опубликовано: 01.10.21 9:45:00

Тип события: Новости