В каких случаях можно продлить договор аренды публичного земельного участка и как это сделать


Если публичный участок предоставляется в аренду на торгах, продление договора по общему правилу невозможно, придется участвовать в новом аукционе.

 

Для заключения договоров аренды государственных или муниципальных земельных участков торги обязательны (п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом у арендатора нет преимущественного права на заключение договора на новый срок (п. 15 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации). Если договор аренды земельного участка, который должен предоставляться на торгах, заключен на новый срок без их проведения, он будет недействительным, как и соглашение о его продлении. Данная позиция отражена в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73.

Чтобы снова стать арендатором этого же участка, в соответствии с действующим законодательством необходимо действовать одним из следующих способов:

1) принять участие в процедуре новых торгов в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ);

2) проверить, не появились ли основания получить участок в аренду без торгов. Их перечень установлен, в частности, пп. 1 - 31, 33 - 38 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, п. п. 20, 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 1327-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. п. 5.1, 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Вы можете обратиться в установленном порядке с заявлением о предоставлении участка. Отказать вам могут только при наличии определенных оснований.

Например, можно получить участок в аренду без торгов, если вы стали собственником здания, сооружения, помещений в них, расположенных на земельном участке (пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).

Если вы ранее получили в аренду участок без торгов, можно заключить новый договор аренды также без проведения торгов (пп. 32 п. 2, пп. 1 п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ).

Условия для заключения нового договора без торгов (п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ):

- арендатор подал заявление о заключении нового договора аренды до дня истечения срока действия прежнего договора аренды;

- прежний договор аренды не был расторгнут с этим арендатором по основаниям, предусмотренным законом или договором;

- исключительным правом на приобретение данного земельного участка в случаях, предусмотренных федеральными законами, не обладает иное лицо;

-  на момент заключения нового договора аренды есть основания для аренды без торгов, предусмотренные пп. 1 - 30 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Если вы не успели, например, подать заявление до окончания срока прежнего договора, но у вас есть основания арендовать участок без торгов, вы не лишены права обратиться с заявлением о предоставлении участка в аренду. Просто обращаться вы будете не на основании пп. 32 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ (как арендатор), а по иным имеющимся у вас основаниям.

Кроме того, вы можете заключить новый договор аренды без торгов, если вы, стали собственником объекта недвижимости на участке (зданий, объектов незавершенного строительства).                                       

Управление рекомендует своевременно оформлять права на земельные участки. Граждане могут подать заявления и необходимые документы, подписанные электронной цифровой подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги», через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций),  посредством отправки с использованием веб-сервисов, подать документы в ближайший МФЦ. Перечень необходимых документов можно узнать на сайте Росреестра или у консультанта в офисе МФЦ.

 

                                        Специалист-эксперт Западного отдела

Управления Росреестра по Республике Тыва Монгуш Б.К.
 

 

Динамика изменений земельного фонда Чеди-Хольского района за период 2010-2018 гг.

Вся территория Чеди-Хольского района, вся ее земля, в том числе, и покрытая водой, которая находится в границах района, считается ее земельным фондом. Согласно действующему законодательству и сложившейся практике государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли  промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Категория земель - это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим. Отнесение земель к категориям осуществляется согласно действующему законодательству в соответствии с их целевым назначением и правовым режимом. Состав и структура земельного фонда, распределение земель по формам собственности, выявление тенденций изменения видов угодий и установление их качественных характеристик непосредственно влияют на современное состояние и использования земель, что является актуальным.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Прежде чем начинать процедуру перевода категории земельного надела в другой правовой статус, владельцу (пользователю) потребуется уточнить, может ли разрешить законодательство подобные изменения. Согласно Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" устанавливаются ограничения и обязательные условия, которые потребуется соблюдать для смены категории того или иного вида земель. Правила одни для всех. Первым делом необходимо подготовить ходатайство, собрать пакет документов (паспорт, выписка, подтверждающая регистрацию индивидуального предпринимателя или юридического лица; выписка из Единого государственного реестра недвижимости, заключение экологической экспертизы) и обратиться в Администрацию Чеди-Хольского района Республики Тыва. Обратиться может любое заинтересованное лицо.

В Чеди-Хольском районе в 2011-2012 гг. произошли изменения площади категории земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. По другим категориям земель переводов из одной категории в другую за указанный период не осуществлялся.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.

В данную категорию входят земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, животноводства, сенокошения и выпаса скота, а также сельскохозяйственного производства

Площадь земель сельскохозяйственного назначения Чеди-Хольского района Республики Тыва по состоянию на 01.01.2019 составляет 40940,6 га. В целом площадь категории земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 0,4 га. В категорию земель промышленности и иного специального назначения Чеди-Хольского района Республики Тыва для размещения гидрологического поста "Хову-Аксы" Хову-Аксынской метеорологической станции переведены 0,4 га из земель сельскохозяйственного назначения. Общая площадь земель промышленности и иного специального назначения составляет 299,4 га., что на 0,4 га больше по сравнению с 2010 годом. Решение о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения принято Постановлением Правительством Республики Тыва от 27.01.2011 г. №49 «О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения на территории муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва».

Согласно статьи 87 Земельного кодекса РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Государственное управление земельным фондом направлено на создание и совершенствование правовых, экономических, социальных и организационных условий для развития земельных отношений. Оно осуществляется исходя из понимания о земельных участках как об особых объектах природного мира, используемых в качестве основы жизни и деятельности человека, средства производства в сельском хозяйстве и иной деятельности, и одновременно как о недвижимом имуществе с особым правовым режимом. При этом такое управление является частью управленческой деятельности государства в целом, поэтому его принципы и методы должны соответствовать общим подходам к системе государственного управления.

Чаш-оол Ш.Ш., специалист-эксперт Кызылского отдела

Управления Росреестра по РТ

 

 

Как исправить ошибку в Едином государственном реестре недвижимости

В соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации):

Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая неточность) – ошибка, допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН.

Техническая ошибка исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.

Любое заинтересованное лицо может обратиться в Многофункциональный центр с заявлением об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости. Гражданин по собственной инициативе вправе приложить к нему все документы, в том числе ранее не представлявшиеся в орган регистрации прав, из которых следует, что при осуществлении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав в записях ЕГРН была допущена техническая ошибка.

Заявление об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости рассматривается органом регистрации прав в течение трех рабочих дней. Со дня исправления технической ошибки в записях ЕГРН орган регистрации прав уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. В силу части 5 статьи 61 Закона о регистрации уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРН в форме и в порядке, которые установлены приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173. Соответственно, при исправлении технической ошибки в результате ее обнаружения государственным регистратором прав (т.е., если правообладателем не было представлено заявление об исправлении технической ошибки, также допущенной в ранее выданной ему выписке из ЕГРН, с указанием о необходимости выдачи ему Выписки из ЕГРН), в соответствии с частью 5 статьи 61 Закона о регистрации правообладателю направляется только уведомление об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН.

Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только на основании вступившего в законную силу решения суда.

Пюрбю Э.О, ведущий специалист-эксперт

отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН

 

Управление Росреестра по Республике Тыва разъясняет, как правильно оплатить государственную пошлину

     Уважаемые граждане! Прежде чем оплатить госпошлину, получите консультацию у специалистов территориального отдела №1 ГАУ МФЦ Республики Тыва, находящегося по адресу г. Кызыл, ул. Кечил-оола, д. 7б тел.: 6-39-88 (8-800-200-33-96), а так же в территориальных отделах ГАУ МФЦ Республики Тыва, находящихся в районах республики Тыва. Дополнительная информация размещена на сайте Росреестра HTTP://ROSREESTR.RU.

Телефон горячей линии для всех регионов:  8 800 100 34 34.

Где оплатить госпошлину Росреестра

Любое физическое лицо может пойти в банк, принимающий госпошлину, и оплатить квитанцию за услуги. Оплата госпошлины возможна и в терминалах самообслуживания.

Кого указывать как плательщика в квитанции за госпошлину

Общее правило — в платежных поручениях  (юр. лица) и квитанциях (физ. лица) на оплату госпошлины Росреестра надо указывать Ф.И.О человека или название организации, которые участвуют в сделке (того, кто приобретает права на недвижимое имущество и того, кто их отчуждает).

Если вы — представитель кого-либо по доверенности, то записываете в квитанции фамилию-имя-отчество того человека, за которого вы действуете (то есть, не свою, а доверителя, участника сделки). Да, вы участвуете в сделке, но вы не приобретаете и не отчуждаете свои права, а действуете за другое лицо (которое права приобретает или утрачивает). Поэтому, в платежных документах надо указывать правообладателя или приобретателя права, а не ФИО доверенного лица.

Обращаем внимание плательщиков (во избежание невыясненных поступлений и для сокращения возвратов по оплате) – в платежном документе все реквизиты должны быть указаны правильно!

В связи с закрытием старого банковского счета 40101810900000010001 и открытием нового 40101810050049510001 необходимо проверить верное отображение номера счета.

Оплата за государственную  регистрацию производится на КБК:

32110807020011000110 – Государственная пошлина за государственную  регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

32110807020018000110 – Государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.  (только при обращении через многофункциональные центры).

Оплата за предоставление сведений  из Единого государственного реестра недвижимости производится на КБК:

32111301031016000130 – Плата за предоставление сведений  из Единого государственного реестра недвижимости.

32111301031018000130 – Плата за предоставление сведений  из Единого государственного реестра недвижимости (только при обращении через многофункциональные центры).

Подлинник или копия квитанции об оплате госпошлины и платежки

На регистрацию сдают и подлинники  квитанций, и их копии.

Оплатили госпошлину ошибочно или больше, чем нужно

 

В случае если физические или юридические лица переплатили, ошибочно оплатили госпошлину или не воспользовались услугами Росреестра, то они могут подать документы на возврат уплаченной суммы в течение трех лет с момента оплаты.

Согласно статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, денежные средства возвращаются клиенту на его лицевой счет в месячный срок со дня подачи заявления. Обычно пакет документов для физических лиц состоит из следующих документов:

1. Заявление на возврат;

2. Копия паспорта лица, оплатившего государственную пошлину;

3. Копия ИНН лица, оплатившего государственную пошлину;

4. Платежный документ;

5.Номер расчетного счета лица, оплатившего государственную пошлину или копию сбер- книжки (за исключением депозита и вкладов);

6.В случае, если оплата государственной пошлины была проведена на детей в возрасте до 14 лет, копии свидетельств о рождении.

 

Юридическим лицам необходимо предоставить следующие документы:

1. Заявление на возврат;

2. Копии учредительных документов;

3. Копию приказа на руководителя;

4. Платежный документ;

5. Полные реквизиты для своевременного и верного перечисления.

 

 

 Подготовленный пакет документов для возврата ошибочно уплаченной государственной пошлины можно предоставить по адресу г. Кызыл, ул. Дружбы,      д. 74, а так же в территориальные отделы ГАУ МФЦ Республики Тыва и г. Кызыла.

 

 

Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

 

Нередко у граждан возникают споры об определении границ земельного участка. Узнать, как разрешить споры, поможет нижеприведенная информация, подготовленная Управлением Росреестра по Республике Тыва.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее–ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Одним из основных сведений в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"(далее-Закон о регистрации), позволяющих определить земельный участок, в качестве индивидуально определенной вещи является - описание местоположения границ земельных участков. 

Границы земельного участка – это линии, определяющие пределы земельного участка. Устанавливаются на местности (в натуре) и фиксируются в документах установленной формы (планы, чертежи границ).

Если возникли споры об определении границ земельного участка, то данный спор можно решить путем:

1 - проведения межевания земельного участка;

2 - обращения в судебные инстанции;

3 – исправления реестровой ошибки.

Проведение межевания земельного участка.

Чтобы установить границы земельного участка на законном основании, проводится межевание земельного участка.

В статье 39 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее – Закон о кадастре) указан порядок согласования местоположения границ земельных участков.

В соответствии с вышеуказанной статьей, если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ вашего земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, принадлежащими им на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (далее – заинтересованные лица), если уточнены границы участка, в отношении которого проводились работы, или смежных участков, сведения о которых имеются в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

О проведении такого собрания заинтересованных лиц кадастровый инженер публикует объявление в официальном печатном издании или вручает под расписку извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ.

Извещения могут быть направлены почтовым отправлением с уведомлением о вручении по известным адресам электронной почты.

В соответствии со статьей 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ, личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

После того как все заинтересованные лица надлежащим образом были извещены о времени и дне проведения собрания, но не подписали акт согласования местоположения границ, при отсутствии с их стороны письменного возражения границы земельного участка будут считаться согласованными.

К межевому плану в таком случае будет приложен документ, подтверждающий надлежащее извещение всех заинтересованных лиц. Как правило, это ксерокопия страницы газеты.

Но бывает и так, что соседи выражают свое несогласие с межеванием в письменном виде, оформляя это как возражение.

Отказ в подписании акта соседи могут объяснить, например, отсутствием желания что-либо подписывать, наличием претензий по местоположению забора, строений или по другим причинам.

Если соседи изложили свои возражения в письменном виде, то вопрос с установлением границ в соответствии со статьей 59 Земельного кодекса придется решать в суде.

Обращение в судебные инстанции.

Если соседи изложили свои возражения в письменном виде, и Вам пришлось рассматривать данный спор через суд, то после вступления решения суда в законную силу нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ участка на основании решения суда. Решение суда об установлении границ земельного участка в таком случае будет дополнительным документом, который подается вместе с межевым планом в орган регистрации прав.

Исправление реестровой ошибки.

В ЕГРН содержится большое количество сведений, как об объектах недвижимости, так и о земельных участках. Иногда случается, что в этих сведениях содержатся ошибки. Ошибки  могут быть техническими или реестровыми.

Реестровая ошибка - это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия.

Иными словами, документ, который использовался при кадастровом учете и государственной регистрации прав уже содержал ошибку, которая была продублирована в ЕГРН, например, может быть допущена кадастровым инженером при межевании земельного участка, в результате чего границы земельного участка могут пересекать границы другого земельного участка.

В этом случае данная ошибка может быть исправлена в порядке статьей 61 Закона о регистрации.

В любом случае для исправления реестровой ошибки необходимо подать соответствующее заявление в орган регистрации прав. Это можно сделать, обратившись лично в офис многофункционального центра (МФЦ), посредством почтового обращения, либо в электронной форме, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

С заявлением об исправлении реестровой ошибки, как правило, может обратиться только правообладатель объекта недвижимости.

Законом предусмотрены три варианта исправления реестровых ошибок:

- путем формирования межевого плана (для формирования межевого плана кадастровому инженеру необходимо приложить документы, подтверждающие факт наличия такой ошибки, а также в разделе «Заключение кадастрового инженера» следует обосновать наличие такой ошибки); 

- в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ЕРГН, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия);

- на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (вне зависимости от причин ее возникновения).

В заключение отметим, также, что к требованиям об исправлении реестровых ошибок не применяется срок исковой давности, так как, заявляя указанные требования, истцы, как правило, фактически владеют своим земельным участком, несмотря на выявленную реестровую ошибку.

 

 

Монгуш С.О., специалист-эксперт Кызылского отдела

Управления Росреестра по Республике Тыва

 

 

Как уберечься от мошенников при сделках с недвижимостью

 

Покупка недвижимого имущества — достаточно серьезная и сложная процедура. Совершая сделку с недвижимостью, необходимо принять меры, направленные на защиту от преступных посягательств, в том числе – от мошенничества. Значительную часть попыток мошенничества и обмана можно избежать, руководствуясь основными правилами безопасности.

Прежде всего, необходима аккуратность и внимательность на всех стадиях совершаемой сделки. Необходимо убедиться, что вы имеете дело с собственником продаваемого объекта. Для этого необходимо сделать официальный запрос в Росреестр и получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) – это достоверный источник информации об объектах недвижимости на территории Российской Федерации. Кадастровый учет, возникновение и переход права на объекты недвижимости подтверждаются выпиской из ЕГРН.

Если человек называет себя представителем собственника, у него должна быть нотариальная доверенность, выданная собственником, в которой должно содержаться конкретное полномочие на совершение сделки. Если у вашего собеседника нет нотариально оформленной доверенности от собственника – дальнейшие диалоги лишены смысла.

Следует также отметить, что в практике встречаются случаи использования подложных доверенностей в мошеннических схемах отчуждения чужой недвижимости. Поэтому никогда не будет лишним встретиться лично с собственником, задать вопросы, выяснить намерение совершить продажу объекта, а не какое-либо иное действие.

Если впоследствии в ходе судебных разбирательств по какой-либо причине будет выяснено, что объект был отчужден против воли собственника – у нового собственника возникает риск утраты приобретенного объекта.

Избегайте слишком выгодных предложений. Если цена показалась Вам слишком низкой, задумайтесь о причинах. Возможно, вам предлагают объект с проблемами.

Кроме того, документы на земельный участок могут быть сфальсифицированными или незаконными. Например, мошенник может использовать в своей афере поддельный акт для регистрации  права собственности на землю.

Так, на территории Республики Тыва  в 2017г.  при помощи подделки подписи в правоустанавливающем документе предприимчивые люди зарегистрировали право собственности на ранее учтенный земельный участок в районе старого аэропорта г. Кызыла, произвели его раздел на более чем 700 участков и заключили договоры купли-продажи с потенциальными покупателями. Однако при регистрации перехода права был обнаружен факт подделки правоустанавливающего документа. В настоящее время ведется следствие, множество приобретателей этих земельных участков понесли убытки.

Постановлением Кызылского городского суда Республики Тыва от 01.11.2017 г. в ЕГРН наложены аресты путем запрета распоряжения и осуществления регистрационных действий на указанные земельные участки.

Есть повод задуматься, если продавец торопит Вас с принятием решения и предлагает в знак серьезности намерений незамедлительно внести предоплату (аванс, задаток). Передача денег вне документированной сделки, при отсутствии договорного основания может также привести к существенным потерям.

Если вы опасаетесь за принадлежащие вам на праве собственности объекты недвижимости, вы можете обратиться с заявлением о внесении в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие Вам объекты недвижимости без Вашего личного участия или участия Вашего законного представителя. 

Подать такое заявление можно обратившись в МФЦ, направив в Росреестр по почте или посредством электронного сервиса на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru (требуется электронная подпись). Наличие в ЕГРН такой записи является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости или его законным представителем) на государственную регистрацию перехода, ограничения (обременения), прекращения права на соответствующий объект недвижимости.

 

  А.В. Монгуш, специалист-эксперт Кызылского отдела

Управления Росреестра по Республике Тыва

 

 

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОМ ФОНДЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА в 2018 ГОДУ

 

Земли, находящиеся в границах Республики Тыва, составляют земельный фонд республики. В состав земельного фонд республики входят следующие категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо-охраняемых природных территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

По данным федерального государственного статистического наблюдения по состоянию на 1 января 2019 года земельный фонд Республики Тыва составил 16860357 га земель.

По сравнению с предыдущим годом в 2018 году в структуре земельного фонда произошли следующие изменения. 

Площадь земель сельскохозяйственного назначения на 1 января 2018 года составляла 3366031,03 га. На 1 января 2019 года площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 3363957,03 га. По сравнению с прошлым годом площадь земель категории сельскохозяйственного назначения уменьшилась на 2074 га. Из 2074 га земель переведено: в категории земель населенных пунктов 2010,8 га, в категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее – земли промышленности) – 25,1 га, в категории земель особо-охраняемых территорий и объектов 38,1 га.

В результате переводов площадь земель населенных пунктов на 1 января 2019 года увеличилась на 2010,8 га и составляет 47178,37 га. На 1 января 2018 года составляла 45167,57 га.

Увеличение земель населенных пунктов связано с включением земель сельскохозяйственного назначения Пий-Хемского района в границы земель населенного пункта г. Кызыла – столицы Республики Тыва.

Площадь земель промышленности на 1 января 2018 года составляла 20120,4 га. За отчетный период общая площадь земель промышленности увеличилась на 25,1 га и составила 20145,5 га.

Увеличение площади земель промышленности и иного специального назначения произошло за счет перевода земель сельскохозяйственного назначения под земли иного специального назначения – скотомогильники, полигоны бытовых отходов, кладбища, а также в целях ведения работ по добыче полезных ископаемых.

Площадь земель особо-охраняемых территорий и объектов на 1 января 2018 года составляла 655175 га, на 1 января 2019 года составляет 655213,1 га. По сравнению с предшествующим годом общая площадь земель увеличилась на 38,1 га.

Увеличение земель особо-охраняемых территорий и объектов связано с отведением земель в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, также в целях организации лечебно-оздоровительной местности для лечения и отдыха граждан.

Переводы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другие категории осуществлены в соответствии с постановлениями Правительства Республики Тыва.

К категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным предприятиям, организациям товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным предприятиям, научно–исследовательским учреждениям. В нее также входят земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального предпринимательства, садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, сенокошения и выпаса скота, а также предоставленные гражданам для сельскохозяйственного использования.

В структуру земель категории сельскохозяйственного назначения также входят земли фонда перераспределения. Площадь земель фонда перераспределения в категории земель сельскохозяйственного назначения в отчетном году уменьшилась к уровню 2017 года на 18007,97 га. Уменьшение площади земель фонда перераспределения связано с предоставлением гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства,  животноводства, садоводства, огородничества, дачного строительства, а также предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для производства сельскохозяйственной продукции.

За отчетный период из земель фонда перераспределения республики предоставлены земельные участки гражданам: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства 357 га, для ведения личного подсобного хозяйства 227,93 га, для ведения животноводства 536,3 га, для сельскохозяйственного использования (производства) 10078,55 га, для садоводства 548 га, огородничества 121,6 га, для ведения дачного хозяйства 343,59 га.

Также предоставлены земельные участки 5795 га 6 юридическим лицам.

Кроме того изменения произошли в категории земель населенных пунктов.

За отчетный 2018 год в границах населенных пунктов Республики Тыва, вовлечены в оборот  незастроенные земли (пастбища)  общей площадью 38,3 га. Всего под индивидуальное жилищное строительство выделено 395 земельных участков. Данные земельные участки предоставлены в рамках республиканских программ по поддержке многодетных семей и семей, имеющих детей-инвалидов.

Кроме этого, для обеспечения жильем детей-сирот в республике продолжается строительство жилых домов, растет количество земельных участков, отведенных для этих целей.

Анализ сводных данных по республике, полученных в результате обобщения годовой земельной статистической отчетности, свидетельствует о том, что изменения земельного фонда коснулись в основном земель сельскохозяйственного назначения, в том числе фонда перераспределения.

С докладом «О состоянии и использовании земель в Республике Тыва в 2018 году» и со сведениями статистического отчета «О наличии и распределении земель Республики Тыва за 2018 год» можно ознакомиться на сайте Росреестра в сети-интернет, в территориальной сети Управления Росреестра Республики Тыва, в разделе «Открытая служба» в подразделе «Статистика и аналитика» - «Государственный мониторинг земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения».

 

Хунай-оол Ч.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии, землеустройства, мониторинга земель и

кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Республике Тыва

 

 

Осуществление государственного земельного надзора без взаимодействия с правообладателями земельных участков

В 2015 году появился новый инструмент государственного земельного надзора - административное обследование земельных участков. (Постановление Правительства РФ от 18.03.2015 г. №251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений»). Под административным обследованием понимается исследование состояния и способов использования указанных объектов на основании сведений из государственных (муниципальных) информсистем, информресурсов, архивных фондов, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства. Также используется информация, полученная в ходе государственного мониторинга земель, дистанционными методами, визуальным осмотром и др.

Основное отличие такого обследования от обычной проверки заключается в том, что оно проводится без обязательного взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений  и доступа должностных лиц на обследуемые объекты. Должностные лица вправе только запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, являющихся операторами государственных и муниципальных информационных систем, владельцами архивных фондов, необходимые для обследования документы. А далее они самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) должны проанализировать полученную информацию.

Если в результате обследования выявлены нарушения, оформляется соответствующий акт. Если таковых нет, выносится заключение. Затем в случае необходимости проводится внеплановая проверка в установленном порядке. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверка проводится после согласования с прокуратурой. Результаты обследования публикуются на сайте осуществившего его органа государственного земельного надзора.

Административное обследование земельных участков применено в работе государственным земельным инспектором, его функциональность нашла свое подтверждение в 9 проверках, основанием для которых стали результаты административных обследований. Административное обследование особенно полезно в случаях, когда невозможно определить собственника участка, или когда необходимо проверить сразу большее количество участков.

Проверки проводятся во всех районах республики. К примеру, с 1 января по 1 апреля 2019 г. в Пий-Хемском районе государственным земельным инспектором проведено 18 административных обследований. Проведено 9 внеплановых проверок по результатам административных обследований, в ходе которых выявлены нарушения земельного законодательства. Всего выдано предписаний об устранении нарушений земельного законодательства РФ – 9. Предписание представляет собой документ, который обязывает нарушителя исполнить определенные требования – оформить права на землю, либо освободить земельный участок. К административной ответственности привлечены 4 граждан на сумму 20 тыс.рублей.

Как показывает надзорная практика основным нарушением требований земельного законодательства является нарушение статей 25 и 26 Земельного кодекса РФ, за которые предусмотрена административная ответственность по статье 7.1 КоАП РФ – самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Управление напоминает гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям об обязанности использования земельных участков в соответствии с законодательством, недопущения правонарушений в области земельных отношений, за которые законодательством предусмотрена административная и иная ответственность.

Управление рекомендует своевременно оформлять права на земельные участки. Граждане могут подать заявления и необходимые документы, подписанные электронной цифровой подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги», через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций),  посредством отправки с использованием веб-сервисов, подать документы в ближайший МФЦ. Перечень необходимых документов можно узнать на сайте Росреестра или у консультанта в офисе МФЦ.

 

Бегзи  А.М., специалист-эксперт

Управления Росреестра по Республике Тыва 

Результаты осуществления государственного земельного надзора за использованием и охраной земель на территории Тоджинского района Республики Тыва за 1 квартал 2019 года

 

Целью государственного земельного надзора является сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан,  посредством предупреждения, выявление и пресечение нарушения требований земельного законодательства.  Государственный земельный надзор осуществляется путем проведения проверок, систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства.

За первый квартал 2019 года на территории Тоджинского района Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва проведено всего 40 контрольно-надзорных мероприятий по осуществлению государственного земельного надзора, из них 21 плановые и 7 внеплановых проверок. По результатам проведенных контрольных мероприятий на землях населенных пунктов было выявлено 15 нарушений требований законодательства в сфере земельных отношений,  как и в аналогичный период 2018 года. Причем все нарушения требований земельного законодательства были допущены гражданами.

В первом квартале 2019 года  в  целях  исследования состояния и способа использования объектов земельных отношений проведено 12 административных обследований объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации с использованием информации, полученной по результатам визуального осмотра, а также  сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.  По  итогам  проведенных  административных обследований  объектов  земельных  отношений  выявлено 11 нарушений требований земельного законодательства  Российской   Федерации, которые допущены гражданами.

Из выявленных в первом квартале 2019 года нарушений самым распространенным видом нарушения требований земельного законодательства явилось самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, всего 15 нарушений.

В целях устранения выявленных нарушений государственным инспектором по использованию и охране земель по Тоджинскому району виновным лицам выдано 15 предписаний об устранении нарушений земельного законодательства с указанием сроков  исполнения.     

Законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение требований земельного законодательства. В случае самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, согласно ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

По итогам деятельности за первый квартал 2019 года по государственному земельному надзору на территории Тоджинского района устранено 5 нарушений. За допущенные правонарушения в сфере земельных отношений к административной ответственности привлечено 2 правонарушителя. На виновных лиц наложены административные штрафы на общую сумму 10 тыс. рублей.

Всего в 1 квартале 2019 года нарушителями уплачено в добровольном порядке 15 тыс. рублей. Нарушений, связанных с неуплатой административного штрафа в установленный законом срок не выявлено.

  В целях недопущения нарушения земельного законодательства Российской Федерации Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва рекомендует оформлять права на земельные участки. Граждане могут подать заявления и необходимые документы, подписанные электронной цифровой подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги», через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций),  посредством отправки с использованием веб-сервисов, подать документы в ближайший многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

 

 

Донгак К.Л., специалист-эксперт отдела

 Управления Росреестра по Республике Тыва                                                                             

 

 

Управление просит заявителей сообщать адрес электронной почты

 

В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вносятся, в том числе, сведения об адресе электронной почты, по которому осуществляется связь с правообладателем объекта недвижимости.

Управление Росреестра по Республике Тыва рекомендует заявителям, обращающимся в ведомство, предоставлять достоверную информацию об адресе своей электронной почты. Тем же, у кого «электронки» нет, стоит ее завести.

Наличие электронной почты   дает возможность заинтересованному лицу быстро получать точную информацию из первоисточника – регистрирующего органа и контролировать все операции с недвижимостью.

Так, например, при приостановлении регистрации на   указанный в заявлении адрес электронный почты автоматически направляется сообщение с детальным разъяснением причины. Таким образом, заявитель уже на следующий день может принять меры для устранения причин, препятствующих проведению учетно-регистрационных действий, без дополнительного посещения офиса приема документов.

- При приеме документов  нужно указывать именно свой электронный адрес, которым постоянно пользуешься, - поясняет заместитель руководителя Управления Елена Белявская. – Сведения об электронном адресе правообладателя могут быть внесены в ЕГРН двумя способами:

при подаче заявления через МФЦ на осуществление учетно-регистрационных действий;

путем подачи отдельного заявления о внесении в ЕГРН сведений об адресе электронной почты правообладателя.

Наличие обратной связи сейчас особенно актуально. По адресу электронной почты Управление оперативно проинформирует правообладателя о внесении в ЕГРН изменений в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости (о наложении либо снятии запрета на объект недвижимости, об изменении адреса объекта, категории и вида разрешенного использования земельного участка, об исправлении ошибки в записях ЕГРП, о внесении иных предусмотренных законом сведений).

 

По информации Управления Росреестра по Республике Тыва

 

Опубликовано: 27.05.19 10:33:00

Тип события: Новости